Ежегодник ООН 2010: Бедствия и конфликты, повлиявшие на окружающую среду » Экология
Главная
Форум
Правила
Регистрация
Почта
Карта сайта
  • Красивые норвежские зеленые крыши

    Зеленые крыши стали новым феноменом во многих регионах мира, но норвежцы сооружали такие крыши на протяжении сотен лет. ..  подробнее...
  • Массовоая гибель птиц, рыб и других животных: возможные причины и последствия

    2016 год начался зловещим и непонятным явлением - массовой гибелью совершенно разных видов птиц и рыб, в разных странах и на разных континентах.  подробнее...
  • Скоро самкам гренландского тюленя будет негде рожать

    Благодаря детальному изучению гренландских тюленей стало известно, что для родов, самки этого вида ищут самый толстый и старый лед..  подробнее...
  • Водные ресурсы, климат и здоровье

    Крупномасштабные глобальные изменения природной среды в настоящее время становятся все более очевидными, и все чаще их связывают с процессами глобального изменения климата.  подробнее...
Главное меню
Популярное на сайте
КЛИМАТ И СО2
Доклад ВОЗ Периоды сильной жары: угрозы и ответные мерыОжидается, что в результате изменения климата произойдет повышение средних летних температур и частоты и интенсивности жарких дней. Периоды сильной жары в Европе ассоциируют со значительной заболеваемостью и смертностью.
УРОВЕНЬ ШУМА
Шумовое загрязнение - это своеобразный и очень опасный для здоровья человека вид загрязнения среды обитания. При сильном, продолжительном или постоянном шуме мы подвергаемся особенно большой опасности.
ЭКOТРАНСПОРТ
электромобиль Фольксваген Golf Blue E-motionВы, вероятно, ничего не слышали о набегах компании Фольксваген в сферу электромобилей. Откровенно говоря, до недавнего времени, действительно было мало поводов для подобных обсуждений. Но, наконец, ситуация изменилась, поскольку второй по величине автомобилестроитель в мире только что представил свой Гольф Blue E-motion.
Обзор экологичных автомобилей на авто салоне в Детройте, 2011Детройт принимает автомобильные шоу уже более 100 лет подряд. Первые несколько десятилетий своего существования, однако, это была локальная выставка в США. Затем, в 1987 году, группа компаний из Детройтской ассоциации авто дилеров (DADA) задала себе вопрос: Почему бы не сделать из этого авто шоу национальную выставку автомобилей с приглашенными автопроизводителями из других стран?
КРАСИВЕЙШИЕ МЕСТА
Командорские остров, остров Беринга фото
Командо?рские острова? - архипелаг из четырёх островов в юго-западной части Берингова моря Тихого океана.
Великий барьерный риф, АвстралияОдно из естественных чудес на Планете - это Великий барьерный риф в Австралии. Он находится на ее восточном побережье и является самым большим коралловым рифом на Земле.
Интересное на сайте
Реклама на сайте
Экологичный и футуристичный тримаран Earthrace продолжает ставить рекорды - zelife.ru - Капитан и создатель экологичной яхты Earthrace дал интервью австралийским "Зеленым страницам" во время ее стоянки в Сиднее. Пит Бетюн построил эту лодку, которая приводится в действие исключительно благодаря био-топливу и является морским транспортным средством с нулевым балансом выбросов углерода.
МИРОВАЯ ЭКОЛОГИЯ
В Запорожье отмыли национальный заповедник14 сентября активисты Запорожской экологической организации "Оберег" провели акцию "Отмоем Хортицу вместе". Наиболее активными участниками акции стали девушки в народных костюмах, кто-то с "сажей" на лице, кто-то в противогазе.
ЗЕЛЕНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Недельное тестирование нового гибридного автомобиля Chevi Volt - Экологический портал Зеленая жизнь www.zelife.ruИзвестный экологический веб-ресурс Inhabitat недавно получил в свое распоряжение электрический Chevy Volt от Дженерал Моторс на целую неделю с тем,
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
Зеленый офис: «уже в России чувствовать себя человеком...» Экологический портал Зеленая жизнь - Зелайф www.zelife.ruВ Москве состоялась встреча в рамках проекта EcoLounge, посвящённая экологизации офиса. Мы публикуем основные тезисы, прозвучавшие в ходе мероприятия.
ЭКОТУРИЗМ
На фоне глобальных изменений природной среды ХХ-го и начала XXI веков возникает проблема формирования нового типа общественного сознания, отражающего как современное знание о природе, так и принципиально новые потребности людей. Одной из них является возрастающая тяга к экотуризму.
ГМО
ГМО. Бомба замедленного действия.Основные методы генной инженерии были разработаны в начале 1970-х годов. Уже тогда возникли опасения, что новая наука в неумелых руках может не только нанести человечеству непоправимый вред, но и вообще уничтожить его.
Навигатор по сайту  »  
    
Ежегодник ООН 2010: Бедствия и конфликты, повлиявшие на окружающую среду
Программа ООН по защите окружающей среды: Бедствия и конфликты, повлиявшие на окружающую средуВ 2009 году был достигнут прогресс в понимании того, как изменение климата, деградация окружающей среды и неправильное управление природными ресурсами увеличивают уязвимость по отношению к бедствиям и конфликтам, а также того, как устойчивое управление природными ресурсами может снизить уязвимость в отношении бедствий и конфликтов и оказать поддержку миростроительству. ВВЕДЕНИЕ В области снижения риска стихийных бедствий наблюдается более широкое осознание необходимости рассмотрения изменений климата наряду с факторами, лежащими в основе бедствий, таких как: деградация экосистем, бедность сельского населения, уязвимость источников средств к существованию, незапланированный или плохо контролируемый рост городского населения. В июне 2009 г . на сессии Глобальной платформы по снижению риска бедствий в Женеве Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун подчеркнул связь между снижением риска стихийных бедствий, адаптацией к климатическим изменениям и развитием. «Снижение риска - это инвестиция, - заявил Генеральный секретарь на сессии Глобальной платформы. - Это наша первая линия обороны при адаптации к климатическим изменениям». Связывая выполнение Хиогской рамочной программы действий на 2005-2015 годы с новым договором по климату в Копенгагене, «мы можем достичь тройной победы - над бедностью, над бедствиями и над климатическими изменениями» (Ban 2009). Представители 152 правительств и 135 неправительственных организаций на сессии Глобальной платформы единогласно выразили согласие с тем, что факторы, связанные с ростом риска стихийных бедствий, требуют как можно более срочного рассмотрения (GPDRR 2009). При предотвращении конфликтов и миростроительстве возрастает также внимание к природным ресурсам. Важные аспекты безопасности людей непосредственно связаны с доступом к природным ресурсам и незащищенностью перед изменениями окружающей среды. И наоборот, причиной многих природных изменений является, прямо или косвенно, человеческая деятельность и конфликты. Бывший помощник Генерального секретаря ООН Кэролин Макаски утверждает, что «истощенные войной страны с богатыми природными ресурсами сталкиваются с существенными трудностями в стабилизации и восстановлении своего общества, несмотря на очевидность того, что количества природных ресурсов достаточно для миростроительства и развития. Там, где использование ресурсов приводит к войне или мешает миру, улучшение управления природными ресурсами является критическим элементом миростроительства» (UNEP 2009a). Данная точка зрения отражена в отчете Генерального секретаря по миростроительству непосредственно после конфликта, в котором выдвигается требование проведения более тщательной экспертизы для помощи в определении рисков, связанных с природными ресурсами, и путей усиления и перестройки структур управления (UN 2009a). Бедствия и конфликты уничтожают достижения развития и нивелируют результаты Целей развития тысячелетия (MDGs). Поэтому предотвращение бедствий и конфликтов, а также смягчение их последствий является основным пунктом повестки дня на международных встречах. По многим причинам связь между бедствиями и конфликтами, с одной стороны, и бедностью, с другой, является особенно сильной в развивающегося странах. Большой риск бедствий сконцентрирован также в развивающихся странах, и климатические изменения оказывают несоразмерное влияние на живущих в них людей. Более того, риск бедствий и конфликтов представляет собой угрозу текущим и будущим достижениям развития в странах, экономический рост которых в большой степени зависит от устойчивого управления природными ресурсами (ISDR 2009a). В настоящее время продолжается развитие инструментов и методов для снижения риска бедствий и поддержки миростроительства. При мудром использовании эти меры смогут принести огромную выгоду по сравнению с потерями, связанными с конфликтами и катастрофами, включая общечеловеческий отклик. Такие испытанные меры по снижению риска стихийных бедствий, как устойчивое управление природными ресурсами и эффективное использование систем раннего предупреждения, часто способствуют миростроительству, развитию и адаптации к климатическим изменениям. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ,СПОСОБСТВУЮЩИЕ УВЕЛИЧЕНИЮ РИСКА СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ Бедствия связаны с окружающей средой двумя основными способами. Во-первых, деградация окружающей среды часто приводит к утрате природной защиты и функций окружающей среды, усиливая уязвимость сообществ в отношении опасных природных явлений и ослабляя их сопротивляемость. Во-вторых, предполагается, что климатические изменения усугубляют деградацию окружающей среды и увеличивают риск бедствий, поскольку бури, наводнения и засухи становятся все более частыми и интенсивными (Allison и др. 2009, ISDR 2009a). Ухудшение природных условий особенно сильно влияет на малообеспеченное сельское население, которое сильно зависит от природных ресурсов. Устойчивое управление природными ресурсами может снизить уязвимость сообществ в отношении бедствий путем смягчения негативного воздействия опасных природных явлений и климатических изменений и усиления гибкости при создании источников существования. Например, на Мадагаскаре экономическая выгода от защиты зерновых с помощью восстановления лесных массивов оценивается в размере до 100 000 долларов США в год; во Вьетнаме затраты лишь на посадку и уход за 12 000 гектарами мангровых лесов составляют 1 миллион долларов США, однако это снижает стоимость технического обслуживания морской дамбы более чем на 7 миллионов долларов США в год (ISDR 2009a). Считается, что мангровые деревья помогут справиться с влиянием климатических изменений, таких как повышение уровня моря и штормовые нагоны воды, а также стимулировать рост занятости (PaCFA 2009). Устойчивое управление природными ресурсами не только снижает риск стихийных бедствий, но также и обеспечивает существенный выигрыш с точки зрения адаптации к изменениям климата и достижений ЦРТ. Изменение климата: перестановка рисков стихийных бедствий В 2009 году был достигнут прогресс в области установления связи между снижением риска стихийных бедствий и адаптацией к климатическим изменениям посредством устойчивого управления природными ресурсами на уровне международной стратегии. Хиогская рамочная программа действий через пять лет после своего принятия стала одной из непрерывно возрастающего числа международных деклараций и соглашений, которые признают связь между снижением риска стихийных бедствий, смягчением бедности и адаптацией к климатическим изменениям (ISDR 2009a). Ученые и другие специалисты участвуют в оценке относительных преимуществ различных финансовых инструментов и определении наилучших путей развития местных инициатив по снижению риска бедствий. Высшие должностные лица и ученые уже пришли к согласию, что для правительств эффективным путем снижения риска стихийных бедствий является учет снижения рисков бедствий при планировании развития и климатических изменений. В четвертом отчете по оценкам климатических изменений Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC), выпущенном в 2007 году, содержится утверждение, что интенсивность многих наблюдаемых изменений, таких как более частые ливни, более частые и продолжительные засухи согласуется с потеплением климатической системы (IPCC 2007). Недавно проведенное исследование подтверждает, что изменения происходят даже быстрее, чем это предсказывается некоторыми климатическими моделями, и последующие изменения могут оказаться гораздо более суровыми, чем считалось ранее. Существуют прогнозы, что во влажных регионах будет происходить выпадение еще большего количества ливневых осадков, а в сухих засухи будут еще более частыми и сильными по причине увеличения интенсивности мирового гидрологического цикла в связи с изменением климата (Allison и др. 2009; UNEP 2009b). Выступая на саммите Африканского союза в Кампале, Уганда, в октябре 2009 г . Джон Холмс, заместитель Генерального Секретаря ООН по гуманитарной деятельности и Координатор помощи в чрезвычайных ситуациях, отметил, что «изменение климата уже привело к учащению и усилению чрезвычайных явлений, таких как наводнения, бури и засухи» (IRIN 2009b). Он отметил, что Африка подвергается и, вероятно, будет подвергаться несоразмерно сильному влиянию климатических изменений и что изменение климата потенциально может привести к миллионам новых беженцев и временно перемещенных лиц (IDPs) в следующие 12 лет . Согласно Международной базе данных катастроф (EM-DAT), поддерживаемой Коллаборационным центром ВОЗ по исследованию эпидемиологии бедствий, 99 процентов из 104 всемирно известных бедствий в 2008 году были связаны с климатом (EM-DAT 2009, IRIN 2009b). Программа ООН по защите окружающей среды: Бедствия и конфликты, повлиявшие на окружающую средуВлияние усиления опасных гидрометеорологических явлений в результате климатических изменений будет изменяться на глобальном уровне, демонстрируя неравномерность распределение рисков. Развивающиеся страны, в которых сконцентрирован наибольший риск, будут подвергаться несоразмерному их влиянию (Peduzzi и Deichmann 2009). Изучение уязвимости по отношению к штормам 577 прибрежных городов в 84 развивающихся странах позволило сделать прогноз, что климатические изменения приведут к увеличению риска штормовых нагонов воды в трех из этих городов, а именно: в Маниле (Филиппины), Александрии (Египет) и Лагосе (Нигерия) (Dasgupta и др. 2009). Адаптация к климатическим изменениям путем снижения риска стихийных бедствий В широком диапазоне стратегических рамочных программ и практических методологий была признана синергия между снижением риска бедствий и адаптацией к климатическим изменениям. Устойчивые к засухам разновидности зерновых растений и гидропонные культуры могут снизить уязвимость сообществ по отношению к таким опасным природным явлениям, как засухи и наводнения. Для помощи сообществам в адаптации к постепенным изменениям климата вводятся меры по снижению риска бедствий, например, путем улучшения инфраструктуры хранения воды в Андах и Гималаях, где людям в случае таяния ледников угрожают одновременно засухи и наводнения (UNFCCC 2008a) (Вставка 1). Однако, для того, чтобы меры адаптации и снижения риска бедствий были более эффективными, они должны быть интегрированы в национальную политику посредством инициатив по устойчивому развитию, перехода к прозрачным и эффективным структурам управления, усиления диалога и совместной деятельности между различными секторами, расширения существующих врожденных знаний и инструментов, интеграции бюджета и создания ведомственных полномочий (UNFCCC 2008a). МГЭИК готовит специальный отчет по синергии между снижением риска бедствий и адаптацией к климатическим изменениям. Этот отчет, «Управление рисками в случае чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий для адаптации к изменениям климата», будет опубликован в конце 2011 года. Предварительные сведения указывают на то, что связанные с климатом стихийные бедствия представляют собой основной источник риска для бедного населения развивающихся стран и что потери, связанные с этими бедствиями, являются основной угрозой для достижения ЦРТ. Хотя диапазон рисков, связанных с адаптацией к климатическим изменениям, не ограничивается только бедствиями, снижение риска бедствий может, тем не менее, рассматриваться в качестве первой линии обороны при адаптации к изменениям климата. Это особенно справедливо для наиболее уязвимых стран Африки и других частей света, включая наименее развитые страны (LDCs) и малые островные развивающиеся государства (SIDS), которые подвержены засухам, опустыниванию и наводнениям (Nassef 2009). Предварительное исследование для предстоящего отчета МГЭИК выявило, что успешная интеграция адаптации к изменениям климата, снижение риска стихийных бедствий и развитие потребуют совместной работы экспертов из всех этих областей, а также новых систем, с помощью которых можно будет делиться опытом и знаниями (Nassef 2009). Риски, связанные с социальными факторами и географическим положением Риск глобальных катастроф возрастает из- за опасных природных явлений, таких как бури и наводнения, и в результате приводит к возрастанию риска экономических потерь. Риск экономических потерь, связанных с бедствиями, возрастает гораздо быстрее, нежели связанный с бедствиями риск смертности (ISDR 2009a). Во многих случаях эти потери являются следствием развития уязвимых регионов. Они часто возникают вследствие плохого управления землепользованием или несоблюдения строительных норм. Вставка 1: Организация защиты ледников в Перу при изменении климата Программа ООН по защите окружающей среды: Бедствия и конфликты, повлиявшие на окружающую средуМногие ледники в Андах уже подвергаются действию климатических изменений. Нагорья Анд в регионах Перу Куско и Апуримак особенно уязвимы в отношении климатических изменений. Сообщества пытаются справиться с переменчивостью климата, засухами, изменениями качества и количества ресурсов ледниковых вод и сильным холодом. В этих регионах 40 процентов населения страдают от недоедания, а свои основные потребности не могут удовлетворить более 75 процентов. В 2009 г . региональные и национальные власти, зарубежные агентства по развитию и НГО начали реализовывать Программу адаптации к изменениям климата (PACC), которая включает в себя управление водными ресурсами, предотвращение бедствий и обеспечение продовольственной безопасности. Эта программа основывается на сочетании местных и научных знаний. Примеры подходящих адаптационных мер включают увеличение количества и объема водных резервов с учетом таяния ледников, введение других видов растений, способных выдерживать экстремальные погодные условия, и интеграцию специальных мер по предотвращению бедствий в региональное планирование. Кроме того, разработаны новые информационные системы для региональных и местных пользователей, которые увеличивают осведомленность об опасных климатических явлениях и мерах, предпринимаемых для защиты от них. Источники: Salzmann и др. (2009), SDC (2009), Vergara, W. и др. (2009), Huggel и др. (2008) Например, риск оползней может повыситься при вырубании деревьев на склонах холмов (Bathurst и др. 2009; Karsli и др. 2009; Ma? an и др. 2009). Было доказано, что недостаток адекватных норм землепользования вызвал большое число жертв в результате оползней в тайваньской провинции Китая, вызванных тайфуном Моракот в октябре 2009 г . (Yeh 2009). В новых исследованиях была предпринята попытка оценки экономической стоимости бедствий с точки зрения человеческого капитала. Полученные данные показали, что влияние на «нематериальные активы» может быть еще более существенным в долговременной перспективе развития стран, нежели материальные средства. Определенные типы стихийных бедствий небольшого размаха теоретически могут быть полезными для экономики страны, если они стимулируют вложения в человеческий капитал (Lopez 2009). Однако известно, что неоднократное действие стихийных бедствий даже небольшого размаха ослабляет сопротивляемость сообществ (ISDR 2009a). Стихийные бедствия, связанные с водными ресурсами, в 2009 г . (полная карта - 800 кб., нажмите на изображение) Программа ООН по защите окружающей среды: Бедствия и конфликты, повлиявшие на окружающую средуИсследование Всемирного банка продемонстрировало, что тяжелые стихийные бедствия никогда не оказывают положительного экономического влияния (Fomby и др. 2009). Чрезвычайные ситуации могут уничтожить результаты развития, поскольку самые бедные сообщества часто подвергаются климатическим рискам вследствие своего физического положения, подверженности многочисленным опасным природным явлениям и превалирующих социоэкономических условий (Fomby и др. 2009). Женщины, которые составляют 67 процентов бедного населения мира, подвергаются несоразмерному воздействию чрезвычайных ситуаций. Во время наводнений на Филиппинах в сентябре-октябре 2009 г . приблизительно 14 000 беременных женщин находились в септических условиях в эвакуационных лагерях (IRIN 2009a). Одной из причин, по которым женщины подвержены более высокому риску смертности от наводнений, является тот факт, что меньшее количество из них умеет плавать (UNFCCC 2008a). Страны с более высокими доходами и более развитой экономикой, как правило, имеют меньшую смертность и испытывают меньшие потери на фоне общего благосостояния, нежели страны с более низкими доходами (Peduzzi и Deichmann 2009). На страны с высоким доходом приходится 39 процентов тропических циклонов, однако риск смертности в них составляет лишь 1 процент; на страны с низким доходом приходится 13 процентов таких бурь и риск смертности, составляющий 81 процент . Таким образом, если Япония и Филиппины испытают циклоны одинаковой силы, смертность в Филиппинах скорее всего будет в 17 раз больше, чем в Японии, хотя в Японии под действие циклона попадают в 1,4 раза больше людей (ISDR 2009a). Относительно более высокий риск стихийных бедствий, затрагивающих более бедные сообщества, подтверждается анализом тенденций бедствий, основанным на данных за несколько десятилетий. Обзор 8 866 глобальных бедствий по всему миру показывает, что 0,26 процентов этих бедствий привели к 78,2 процентам связанных с ними смертей, главным образом в развивающихся странах (ISDR 2009a). Это открытие согласуется с другими анализами тенденций бедствий, которые указывают, что высокая смертность и сильные экономические потери сконцентрированы географически и связаны с относительно небольшим количеством бедствий (Peduzzi и Deichmann 2009). Однако анализ данных за 38 лет по 12 странам со средними и низкими доходами (Аргентина, Боливия, Колумбия, Коста-Рика, Эквадор, Индия (штаты Орисса и Тамил-Наду), Иран, Мексика, Непал, Перу, Шри-Ланка и Венесуэла) показывает, что уязвимость сообществ по отношению к опасным климатическим явлениям средней интенсивности стремительно возрастает (ISDR 2009a). ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УВЕЛИЧЕНИЮ РИСКА ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ Хотя в настоящее время по-прежнему идет дискуссия относительно значимости недостатка ресурсов по сравнению с их избытком, было доказано, что 40 процентов внутригосударственных вооруженных конфликтов непосредственно связаны с борьбой за природные ресурсы (Binningsbo и Rustad 2009, HIIK 2009). В последние годы изменения в природе вооруженных конфликтов - включая внутригосударственные конфликты из-за природных ресурсов в таких странах, как Афганистан, Шри-Ланка и Судан - послужили причиной учащения чрезвычайных ситуаций в зонах конфликтов (Таблица 1). Изучению потенциальной роли различных факторов в конфликтах и при миростроительстве посвящено большое количество исследовательских подходов - от моделей теории игр до статистики, микро- и макроэкономики. В то время как эмпирические данные и конкретные исследования демонстрируют несоответствия и необъективность оценки (Collier и др. 2008), исследователи открывают новые тенденции и оспаривают общепринятые взгляды, концентрируясь на факторах, способствующих возникновению конфликтов. Недостаток ресурсов и ценные ресурсы Выявлено большое количество рисков, которым подвергается безопасность людей в силу изменений окружающей среды, однако из-за плохого управления природными ресурсами этим рискам не уделяется достаточное внимание. Масштабы потребления и выбросов в современных энергоемких обществах являются одной из причин Программа ООН по защите окружающей среды: Бедствия и конфликты, повлиявшие на окружающую средуобезлесения, потери биологического разнообразия, истощения численности рыбы, деградации земель, загрязнения и нехватки воды, деградации прибрежных и морских экосистем и загрязнения человеческих организмов, растений и животных химическими и радиоактивными веществами (Matthew и др. 2009). Склонные к конфликтам общества стремятся к большей зависимости от природных ресурсов, когда небольшой уровень насилия и угроза вооруженного конфликта препятствуют инвестициям, например, в производство (Lujala 2009). Общества, характеризующиеся разнообразием источников существования и сильным экономическим ростом, имеют меньшую вероятность возникновения конфликта (Brunnschweiler и Bulte 2009). Недавние открытия подтверждают , что к конфликту может привести как недостаток, так и изобилие ресурсов (Brunnschweiler и Bulte 2009, Buhaug и др. 2008). Статистический анализ внутригосударственных конфликтов и типов ресурсов, таких как драгоценные камни, нефть, газ и растения, используемые для производства незаконных наркотических средств, позволяет предположить, что расположение и тип ресурсов страны сильно влияют на интенсивность и продолжительность таких конфликтов. Даже если добыча драгоценных камней, нефти или газа не производится, их присутствие в зоне конфликта может значительно увеличить продолжительность конфликта и почти в два раза увеличить количество связанных с ним смертей. Если же те же самые ресурсы расположены вне зоны конфликта, их влияние на конфликт оказывается ничтожно малым (Lujala 2010, Lujala 2009). В конце концов исследования показывают , что распределение ресурсов и особенно их недостаток являются лишь одним из многих факторов, которые могут привести к внутригосударственному конфликту (Matthew и др. 2009, Buhaug и др. 2008, Theisen 2008). Экономическое состояние домашнего хозяйства и подверженность насилию могут объяснить участие во внутригосударственных конфликтах. Чем беднее домашнее хозяйство в момент начала конфликта, тем более вероятно, что оно поддержит вооруженное восстание; чем больше риск насилия, тем более вероятно, что домашнее хозяйство поддержит повстанцев (Justino 2009). Большое количество эмпирических исследований связывает с конфликтами низкий доход в пересчете на душу населения и неравномерное распределение власти и ресурсов из-за того, как эти факторы подстегивают людей к оказанию поддержки или даже к присоединению к повстанцам (Justino 2009). Способность государства и организаций управлять природными ресурсами фундаментальным образом связана с риском возникновения конфликтов. Поскольку эта способность часто измеряется косвенно с использованием промежуточных данных, бывает трудно оценить связь между способностями управления, ресурсами и конфликтами. Для учета влияния способностей государства и политических процессов во время мира после конфликта, эксперты используют такие факторы, как ВВП на душу населения, уровень демократии в стране, время проведения постконфликтных выборов и степень региональной автономии, гарантированной конституцией (Проект Polity IV 2009, Collier и др. 2008). Трудно также отделить способности государства от роли природных ресурсов, поскольку на способности государства может также влиять база природных ресурсов и расходы на их добычу (Lujala 2010). Экспортирующие нефть страны с сильной централизованной властью могут получить максимальную выгоду от производства нефти и использовать полученные средства для укрепления институционального потенциала. Охрана природы, конфликты и миростроительство В зависимости от своего содержания, программы по охране природы могут вызывать, поддерживать конфликт или прерываться из-за него (Hammill и др. 2009). Они могут непреднамеренно спровоцировать конфликт , если они обостряют преобладающие социальные или экономические трения, возникающие в связи с политической маргинализацией, вопросами равноправия или этическими причинами. Программы по охране природы могут также непреднамеренно поддержать текущий конфликт , если они лишают людей источников существования или являются предметом манипуляции участников конфликта. Как известно, в восточной части Демократической Республики Конго, например, объектом преследования вооруженных групп были лица, получающие компенсацию в виде денег или продуктов. Вооруженные конфликты часто прерывают действия, проводимые в рамках программ по охране природы как прямо, так и косвенно: прямо - путем уничтожения ареала, истребления животных и чрезмерной эксплуатации природных ресурсов; косвенно - превращая реализацию программ по охране природы в слишком опасное занятие и влияя на источники финансирования (Hammill и др. 2009). Программы по охране природы могут использоваться для поддержки миростроительства, когда они имеют дело с причинами, лежащими в основе конфликта, либо когда они направлены на восстановление экосистем и укрепление источников существования. Предполагается, что при недостатке водных ресурсов успешное управление ими может предотвратить конфликт , поскольку взаимная экономическая зависимость зарождает устойчивый интерес стран к будущему друг друга и повышает уровень взаимного доверия (Hammill и др. 2009, Tir и Ackerman 2009). Поскольку ожидается, что климатические изменения и рост численности населения в ближайшие десятилетия могут привести к возникновению напряжения в вопросе водных ресурсов, у стран имеется большой стимул для того, чтобы обратиться к вопросам о трансграничных водах до возникновения конфликтов (Tir и Ackerman 2009, Buhaug и др. 2008). Вооруженные конфликты как угроза окружающей среде Зарождающаяся область исследований - «военная экология» - рассматривает сложные каскадные эффекты влияния конфликтов на окружающую среду на основании реконструкции с предконфликтного момента до постконфликтного. Улучшенноее понимание влияния связанных с конфликтами действий на экосистемы поможет высшим должностным лицам несколькими способами. Например, оно может использоваться для интегрирования мер по защите экосистем в процесс производства оружия, проведение учений, Вставка 2: «Озеленение» операций по поддержанию мира Программа ООН по защите окружающей среды: Бедствия и конфликты, повлиявшие на окружающую средуДепартамент операций ООН по поддержанию мира (DPKO) располагает сотрудниками в штаб-квартире и полевых базах, ответственными за изучение способов уменьшения экологического следа. Кроме того, осознавая защитную роль экосистем, отряды ООН по поддержанию мира осуществляют проекты по восстановлению лесных массивов и экологической реабилитации. Они также бурили водяные колодцы, принимали участие в очистке окружающей среды и реагировали на бедствия. Критики настаивают на том, что численный состав этих отрядов слишком мал, что эти отряды часто испытывают трудности и не должны использоваться в проектах, связанных с окружающей средой. Защитники доказывают , что такая деятельность создает более тесные связи с местными сообществами и помогает защищать эти сообщества от опасных природных явлений. Источник: Gronewald (2009) тактическое планирование, мониторинг перемещения беженцев и временно перемещенных лиц, а также в проекты по реабилитации (Machlis и Hanson 2008) (Вставка 2). Знания, получаемые благодаря военной экологии, могут также способствовать реализации международных соглашений в области окружающей среды во время конфликтов. Из-за недостатков в существующих правовых структурах и слабого обеспечения инструментов права, разработанных для защиты окружающей среды, экосистемы продолжают получать значительный ущерб во время конфликтов. Этот ущерб может иметь далеко идущие последствия для общества. Разрушительные действия в отношении экосистем могут помешать постконфликтному миростроительству и вызвать задержку экономического восстановления (UNEP 2009b, Machlis и Hanson 2008). Исторический анализ тенденций конфликтов выявляет чрезвычайную необходимость усиления мер по соблюдению международного законодательства, касающегося окружающей среды, более эффективного управления и пропаганды защиты окружающей среды. Во второй половине 20 столетия более 90 процентов крупных вооруженных конфликтов произошли в странах, обладающих чувствительными зонами биологического многообразия, и более 80 процентов конфликтов происходило именно в таких районах (Hanson и др. 2009). Такие «чувствительные зоны», которые занимают всего лишь 2,3 процента поверхности планеты, восприимчивы к человеческому вмешательству и служат ареалом по крайней мере для 50 процентов известных сосудистых растений и 42 процентов видов позвоночных животных. В связи с этим конфликты в таких регионах представляют существенную угрозу биологическому разнообразию (Hanson и др. 2009). Требуется проведение новых исследований применения международного законодательства в области защиты окружающей среды во время вооруженных конфликтов. Большая часть существующих исследований относится к 1990-м годам и проводилась после войны в Персидском заливе в 1990-1991 гг . Наблюдавшиеся с этого времени изменения международного законодательства в области защиты окружающей среды и тенденции развития конфликтов, включая рост количества внутригосударственных конфликтов, обусловливают необходимость прояснения времени и места применения международного законодательства в области защиты окружающей среды в новом контексте (UNEP 2009c). Например, статьи 35(3) и 55(1) Дополнительного протокола к Женевской конвенции 1949 г . (1977) запрещают «широкомасштабные, долговременные и сильные разрушительные воздействия на окружающую среду», однако новые исследования показали, что этот запрет не смог защитить окружающую среду в ходе конфликтов из-за отсутствия четко определенных и жестких пороговых значений для экологического ущерба (UNEP 2009c). Окружающая среда и миростроительство Возникающие тенденции нестабильности размывают границы между вооруженным конфликтом и преступлением, между локальной, национальной и глобальной безопасностью. Недавний анализ подтвердил, что общества, созданные с помощью конфликта, более склонны к вооруженному насилию, чем другие, и с большей вероятностью подвержены нарастанию вооруженного насилия в быстро растущих городах. Должностные лица в постконфликтный период также с большей вероятностью вступают в сговор с негосударственными преступными группировками и организациями (OECD 2009). Такие условия, в свою очередь, объясняют причину, по которой примерно 40 процентов таких обществ возвращаются к конфликту в течение десяти лет (Collier и др. 2008). Краткосрочные приоритеты постконфликтного управления ресурсами обычно отличаются от целей мирного времени. Временные горизонты делаются короче, и подходы, которые обычно применимы при устойчивом управлении природными ресурсами, часто оказываются неприменимыми в постконфликтных ситуациях (Bruch и др. 2009). Действующие лица и источники финансирования также отличаются в случае, когда возможности правительства особенно ограниченны. При этих отличиях эффективное управление природными ресурсами в ходе миростроительства требует от правительств, НПО и испытавших конфликт сообществ учета различий между действиями по управлению ресурсами в постконфликтный период и действиями мирного времени (Bruch и др. 2009). Количественное исследование возврата к конфликтному состоянию в постконфликтных обществах выявило, что мир часто зависит от наличия внешних вооруженных сил, поддерживающих постепенное экономическое восстановление, а не от четких политических решений (Collier и др. 2008). Во многих постконфликтных странах, как, например, Либерия и Центральноафриканская Республика, экономический рост связан с управлением ресурсами, такими как древесина и нефть. Исследователи также обнаружили наличие сильной связи между величиной постконфликтного риска и степенью экономических различий внутри сообщества. В связи с этим было предложено распределять ресурсы обратно пропорционально доходам людей на момент окончания конфликта (Collier и др. 2008). Важность равномерного распределения природных ресурсов, доступа к ним и обладания ими для миростроительства поднимает множество проблем на правительственном и межправительственном уровне, как, например, способ управления официальными и неофициальными концессиями. Она также подчеркивает роль устойчивого управления природными ресурсами. Внутригосударственные конфликты в отношении природных ресурсов имеют в два раза большую вероятность рецидива, нежели обратную вероятность. Только 25 процентов мирных переговоров включают в себя рассмотрение механизмов управления ресурсами, хотя исследования указывают на то, что стороны могут достигнуть более продолжительного мира, если во время переговоров явно обсуждалось устойчивое управление природными ресурсами (Binningsbo и Rustad 2009) (Вставка 3). Природные ресурсы имеют ключевое значение для эффективности постконфликтного миростроительства и восстановления. В любом конкретном контексте они могут сыграть свою роль в одном из нижеперечисленного: обсуждение мирного соглашения; программы по разоружению, демобилизации и реинтеграции (DDR); поддержка средств к существованию беженцев и ВПЛ; поддержка управления, экономический рост и получение прибыли; установление доверия между ранее враждовавшими сторонами (Bruch и др. 2009; Conca и др. 2009). Например, правительство Руанды заключило соглашение по экотуризму с правительствами Уганды и Демократической Республики Конго, которое позволило туристам наблюдать за горными гориллами в охраняемых зонах в каждой из стран. Эти страны закрепили свое сотрудничество официально, подписав Декларацию Гома в 2005 г . и Правительственную декларацию об усилении трансграничного сотрудничества в горах Вирунга в 2008 г ., продемонстрировав, что трансграничное управление ресурсами может служить двигателем для укрепления доверия на региональном уровне (UNEP 2009a). Хотя совместное управление ресурсами может способствовать миростроительству путем установления доверия между конфликтующими сторонами, этот подход используется слишком редко или без должного понимания (Binningsbo и Rustad 2009, Conca и др. 2009). Большинству правовых и политических институтов еще необходимо интегрировать устойчивое управление природными ресурсами в принципы своих действий или рекомендательные материалы. Несмотря на десятилетия использования природных ресурсов для ускорения разоружения, демобилизации и реинтеграции, Оперативное руководство ООН по РДР до сих пор не касается темы природных ресурсов (Bruch и др. 2009) Вставка 3: Лесные концессии Либерии Программа ООН по защите окружающей среды: Бедствия и конфликты, повлиявшие на окружающую средуУстойчивое управление природными ресурсами может усилить власть и справедливость в постконфликтных обществах. После гражданской войны в Либерии Национальное переходное правительство основало Комитет по пересмотру лесных концессий (FCRC). Для разоблачения коррупции его полномочия были распространены на проверку полученных лесных концессий. Партнерство правительства, международных организаций и НГО, которое являлось сутью FCRC, поддержало реабилитацию и реформы лесного сектора Либерии, а также расширило сотрудничество и координацию действий по осуществлению устойчивого управления лесами в Либерии. FCRC находилась в арьергарде повторного введения правовых норм в Либерии. Благодаря своему первоначальному успеху она приводилась экспертами в качестве модели для пересмотра других концессий и для аналогичной деятельности в других странах. Источник: Bruch и др. (2009) Источник: The Goldman Environmental Prize/ Silas Siakor НОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ БОРЬБЫ С БЕДСТВИЯМИ И КОНФЛИКТАМИ Для снижения рисков бедствий и конфликтов в существующие политические и институциональные структуры интегрируются наиболее перспективные инструменты. Заслуживают внимания несколько факторов и подходов, являющихся общими для снижения риска бедствий, предотвращения конфликтов и миростроительства, поскольку они являются примерами политических достижений и инновационного использования новых технологий и методологий. Новые правительственные парадигмы для устойчивого управления природными ресурсами Наиболее эффективным для стран способом снижения риска бедствий является интеграция платформы по снижению риска бедствий в стратегии по развитию и адаптации к климатическим изменениям (ISDR 2009a). Такая платформа должна восприниматься и строиться на том факте, что природные системы, такие как поймы, леса, мангровые заросли и коралловые рифы, снижают отрицательное влияние опасных природных явлений. Хотя природные системы не могут обеспечить полную защиту, они играют свою роль в снижении экономических потерь и показателей смертности при опасных гидрометеорологических явлениях. Многие местные сообщества понимают связь между ухудшением состояния окружающей среды и возрастающей уязвимостью по отношению к опасным явлениям и поэтому используют управление экосистемами для снижения риска бедствий. Зачастую эта связь явно не учитывается при планировании на местах либо правительства не осуществляют эффективный контроль факторов, ведущих к упадку окружающей среды (Randall и др. 2010, Mumba 2008). Объективное и прозрачное управление может оказаться средством сдерживания конфликтов, и инструменты, стимулирующие должностных лиц, нуждаются в более подробном изучении. Например, Инициатива прозрачности в добывающих отраслях (EITI) и схема сертификации Кимберлийского процесса, принятые для предотвращения конфликтов в торговле алмазами, внесли большую прозрачность в действия государств-участников. Участие в этих программах правительств обеспечило более широкое участие в них гражданских общественных организаций, выступающих в качестве наблюдателей, а также контроль за внедрением соответствующих мер и определение возможностей для наилучшего соблюдения требований программ (Global Witness 2009). Такие программы, как ИПДО, также требуют от участвующих в них правительств - зачастую правительств постконфликтных стран - проведения реформ и соблюдения норм. Такие меры, в свою очередь, могут обеспечить дополнительный выигрыш путем усиления государственных институтов и поддержки политики устойчивого управления. Эти программы не работают в изоляции, а демонстрируют , как гражданское общество и частный сектор могут способствовать миростроительству (EC 2005, EITI 2009a). Недавним примером интеграции миростроительства является план Центральноафриканской Республики, принятый в 2009 г ., который требует осуществления управления природными ресурсами в рамках защиты окружающей среды таким образом, чтобы приносить пользу местным сообществам. Этот план включает в себя устойчивое прозрачное управление энергией и природными ресурсами при поддержке Комиссии ООН по миростроительству, которая обеспечит обучение и техническую помощь и поддержит усилия правительств, направленные на создание агентств по защите окружающей среды, а также на соблюдение международных стандартов, таких как стандарты ИПДО (UN 2009b). Защита уязвимых источников средств к существованию путем управления финансовыми рисками Засухи, наводнения и другие опасные климатические явления всегда являлись угрозой для сообществ, источники средств к существованию которых зависят от устойчивого управления природными ресурсами, таких как фермеры, пастухи и рыбаки. Фермеры часто не имеют доступа к средствам, необходимым для покупки улучшенных семян и удобрений, особенно в развивающихся странах, где засухи и наводнения могут привести к широкомасштабным последствиям. Системы страхования на основе индексов обычно основываются на количестве осадков, температуре, влажности и средней урожайности сельскохозяйственных культур, а не на ущербах, в то время как другие инструменты переноса рисков могут защитить фермеров от таких потерь и сделать уязвимые источники средств к существованию более устойчивыми к климатическим изменениям (Hellmuth и др. 2009). На тринадцатой конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (UNFCCC) в декабре 2007 г . страны подписали соглашение о Балийском плане действий, который определяет распределение рисков и перенос рисков в качестве средств адаптации к изменениям климата. С тех пор были проведены исследования существующих и новых инструментов. Распределение рисков и перенос рисков могут при определенных условиях снизить риск бедствий, однако эти подходы представляют собой лишь часть решения. Они являются наиболее эффективными при использовании совместно с другими мерами по снижению риска бедствий (Warner и др. 2009, UNFCCC 2008b). Инструменты по переносу рисков имеют свои ограничения. Они не предотвращают смертность или утрату ценностей и не всегда являются наиболее подходящим средством для управления рисками с точки зрения экономической эффективности или доступности (Warner и др. 2009). Более того, многие эксперты согласны, что имеет место сильный недостаток опыта для принятия решений о том, как эффективно использовать инструменты переноса риска (Hellmuth и др. 2009, Warner и др. 2009). При координации общественных, частных действий и международной поддержки страхование может обеспечить защитный слой для уязвимых людей и стран. Системы микрострахования на основе индексов расширили финансовое покрытие на случаи рисков стихийных бедствий для населения с низкими доходами в Боливии, Эфиопии, Индии, Монголии, Судане и Вьетнаме (Hellmuth и др. 2009, Warner и др. 2009). Первый опыт в мире, включающий создание межнационального пула страхования на случай катастроф на основе индексов - Карибского фонда страхования риска катастроф (CCRIF), образованного в 2007 г ., продемонстрировал, что возможны существенные улучшения в снижении риска стихийных бедствий, однако для них требуется время, и они должны учитывать потребности местных сообществ. К 2009 г . страны-участницы вложили в пул более 21 миллиона долларов США при поддержке в размере 65 миллионов долларов США со стороны стран- доноров (CCRIF 2009, Christian Aid 2009). Новые технологии раннего предупреждения Новые исследования показывают, что системы раннего предупреждения стихийных бедствий и конфликтов можно улучшить, если использовать их в сочетании (Meier 2010). В частности, системы раннего предупреждения конфликтов могут обеспечить надежное раннее предупреждение более эффективно, если их регулярные отчеты будут включать в себя соответствующие экологические индикаторы, такие как использование растительности и природных ресурсов. Включив эту информацию в уже существующие данные для стран Африканского Рога, одно предварительное исследование показало, что объем зеленого фонда напрямую влияет на социальные причины конфликтов между пастушескими сообществами (Meier 2010). Новые исследования подтверждают значимость географических информационных систем (ГИС) при анализе и предотвращении внутригосударственных конфликтов, в которых ключевую роль играют местные природные, социоэкономические и демографические факторы (Stephenne и др. 2009). Платформы ГИС особенно полезны для интеграции междисциплинарных данных (Рисунок 1). Для того, чтобы получить новое видение Программа ООН по защите окружающей среды: Бедствия и конфликты, повлиявшие на окружающую среду Данная карта представляет собой крупный план карты глобального анализа риска смертности, созданной ЮНЕП для Глобального оценочного отчета по снижению рисков бедствий. Она основана на моделировании с помощью ГИС опасных явлений, таких как наводнения, тропические циклоны, оползни и землетрясения, на основе геофизических и метеорологических данных и модели пересекающегося распределения населения в масштабе 1 x 1 км. Моделируемые категории риска варьируются от наименьшего риска (класс 0) до наибольшего (класс 10). Анализ уязвимости включает в себя такие параметры, как управление, бедность и рост городов, определяемые с использованием статистического анализа множественной регрессии. Источники: ISDR (2009a), Peduzzi и др. (2009) связей между факторами, способствующими возникновению конфликтов, начинают использоваться основные географические понятия, такие как соседство, близость и расположение в пространстве и времени. Например, изображения со спутников могут использоваться для мониторинга незаконных коммерческих действий, например, добычи алмазов в Сьерра-Леоне, вырубки лесов в Либерии, движения населения, покрытия земли и изменений в распределении количества осадков (Stephenne и др. 2009, UNEP 2009d). Анализ множественных опасностей на основе ГИС может также включать в себя данные климатических моделей для расчета будущих профилей рисков. Эта информация может затем использоваться для разработки ключевой инфраструктуры или помочь страхователям в оценке маловероятных рисков, связанных с потенциально большими потерями (UNFCCC 2008b). Новые исследования с включенными в ГИС прогнозами климатических моделей предупреждают о потенциальном продовольственном кризисе в ближайшие десятилетия (Battisti и Naylor 2009, Liu и др. 2008). Несмотря на предложенные улучшения систем раннего предупреждения, практики отмечают , что такие инструменты следует делать более удобными для использования (Nerlander 2009). Подготовленность к бедствиям и их планирование должны учитывать требования целевой аудитории, так как предупреждения, полученные на основе спутниковых данных, компьютерных моделей и других технологий, передаются соответствующим сообществам и после этого используются в качестве руководства к действию (IFRC 2009b) (Вставка 4). Говоря о случаях неспособности систем раннего предупреждения к получению адекватного отклика людей для замедления наступления бедствий, как недавних, таких как нигерийский продовольственный кризис 2004-2006 гг ., так и более отдаленных, таких как засуха и голоде в Сахеле в 1972-1974 гг ., некоторые из исследователей предполагают , что системы раннего предупреждения устроены так, чтобы удовлетворять потребностям стран-доноров, а не потребностям терпящих бедствия сообществ (Glenzer 2007). В силу присущих системам раннего предупреждения недостатков, которые ослабляют и смещают власть и ответственность, такие системы достигли лишь частичного успеха. Слишком часто помощь терпящим бедствия сообществам предоставляется слишком поздно и в слишком малом объеме (Glenzer 2007). Вставка 4: Проект по картированию и анализу угроз и рисков в Судане Программа ООН по защите окружающей среды: Бедствия и конфликты, повлиявшие на окружающую средуВ июле 2009 г . Проект по картированию и анализу угроз и рисков Программы развития ООН (UNDP) расширил область своего действия на все штаты Южного Судана после успешного проведения операций в штатах Восточного Судана, а также в промежуточных областях и Дарфуре. Запущенный в декабре 2007 г . и финансируемый Министерством международного развития Великобритании и Бюро ПРООН по предотвращению кризисов и восстановлению, этот проект осуществляет поддержку проектов по развитию и восстановлению и модуля информационного управления, который предоставляет правительствам, НГО и 12 агентствам ООН общий доступ к данным. К лету 2009 г . правительство Судана начало использование данных проекта для реализации планирования, основанного на фактах и учитывающего возможные последствия конфликтов, в пострадавших от войны сообществах, которыми до сих пор пренебрегали. Примеры инициатив включают стратегию раннего восстановления в Дарфуре, снижение риска конфликтов по поводу ресурсов в трех областях и многочисленные меры по снижению рисков стихийных бедствий в Восточном Судане и трех областях. Проект по картированию и анализу угроз и рисков приветствует участие заинтересованных лиц из всех слоев общества в процессе картирования посредством двухдневных фокус- групп на уровне сообщества и государства. Участники фокус-групп определяют и изображают на карте наиболее важные кризисные факторы в своей области, такие как расположение ключевых природных ресурсов. После этого команда проекта собирает данные в реальном времени, используя технологию мобильной связи, и сравнивает изменения по отношению к начальным базовым картам. После этого карты снова предоставляются для общего доступа первоначальных участников и анализируются на предмет скрытых признаков конфликтов, которые могут служить в качестве сигналов раннего предупреждения в будущем. Источники: Meier (2009), UNDP (2009a), UNDP (2009b) Использование местных знаний Одна из перспективных разработок в системах раннего предупреждения и в целом в подходах к адаптации к климатическим изменениям появилась в результате интеграции новой технологии, местных знаний и систем коммуникации. Исследователи, поддерживающие проект «Африканский муссонный междисциплинарный анализ», сотрудничают с фермерами для улучшения их способностей к адаптации путем сочетания знаний фермеров с улучшенными региональными климатическим моделями и измененными сельскохозяйственными стратегиями (Mertz и др. 2009). Анализ последствий землетрясений и цунами на Соломоновых островах в 2007 г . показал, что местное население в Тапураи пострадало гораздо меньше, чем поселения иммигрантов, хотя волна в Тапураи была более сильной. Сообщество перенесло бедствие легче главным образом потому, что оно быстро распознало природные индикаторы, такие как вытекание воды из лагуны, и предприняло соответствующие меры. В Тапураи также больше детей умело плавать (McAdoo и др. 2009). Местные знания и понимание окружающей среды в потенциале способны снизить риск бедствия при интеграции их в системы раннего предупреждения цунами (McAdoo и др. 2009). ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ В 2009 г . было получено много новой информации о природных факторах, влияющих на риск бедствий и конфликтов, а также об управлении или снижении этих рисков. Однако многие важные вопросы требуют дальнейшего исследования. Например, каковы издержки, связанные с охраной окружающей среды в результате бедствий? Как оценивать повреждение экосистемы в результате бедствия? В настоящее время достигнуто лишь частичное согласие в вопросе о том, как измерять значимость экосистемных услуг (см.главу «Управление экосистемами»). Такое отсутствие консенсуса затрудняет ответ на вопросы о реальных издержках, связанных с охраной окружающей среды в результате бедствий, а также о защитной ценности экосистемных услуг для снижения рисков бедствий. РКИК ООН создала базу данных локальных стратегий по адаптации к изменениям климата, а также сборник методов и инструментов (UNFCCC 2009a; UNFCCC 2008c). До сих пор необходим анализ конкретных случаев для определения наилучших способов действия и выявления наиболее эффективных средств использования природных ресурсов для снижения риска бедствий, предотвращения конфликтов и поддержки процессов миростроительства. В 2010 г . Всемирный банк выпустит свою всестороннюю Экономическую оценку снижения рисков бедствий, предоставляющую нормативную систему, которая призвана облегчить процесс оценки ущерба в результате бедствий, а также значимости экосистемных элементов и услуг . Одним из ключевых вопросов, которых она коснется, является истинная ценность ожидаемых мер по снижению рисков бедствий по сравнению со стоимостью отклика на бедствие. Этот отчет, публикация которого ожидается с нетерпением, будет, скорее всего, служить в качестве аналитического и политического инструмента для практиков и правительств развивающихся стран, ищущих ресурсы для адаптации. В декабре 2009 г . стороны РКИК ООН подписали Копенгагенское соглашение. Согласно этому документу развитые страны должны предоставить 30 миллиардов долларов США с 2010 по 2012 гг ., приблизительно половина из которых пойдет на принятие адаптационных мер в наиболее уязвимых развивающихся странах (UNFCCC 2009b). Как только новые адаптационные фонды станут доступны, правительства начнут разработку предварительных и местных инициатив, большая часть которых будет касаться смягчения существующих опасных природных явлений путем тщательного управления природными ресурсами. Также в 2010 г . ожидается публикация пересмотренной Гуманитарной хартии и минимальных стандартов, применяемых при оказании помощи в случае стихийных бедствий, катастроф, конфликтов и чрезвычайных ситуаций проекта «Сфера», в котором рассматривается предоставление гуманитарной помощи пострадавшим от бедствий и конфликтов сообществам (Sphere 2010). В 2010 г . свои результаты представит самая значительная в своей области исследовательская программа по управлению природными ресурсами и миростроительству. Эта программа, основанная на 130 исследованиях конкретных случаев в 40 постконфликтных странах и координируемая Институтом законодательства по защите окружающей среды, Всемирным союзом охраны природы, ЮНЕП, Институтом исследования проблем мира в Осло, Университетом Макгилла и Токийским университетом, определит наилучшие правила и опыт, полученный за последние 40 лет в плане уменьшения рисков конфликтов, связанных с природными ресурсами при увеличении возможностей экономического развития и источников средств к существованию. Источник и ссылки на материалы и документы, использованные в статье: Ежегодник программы ООН по охране окружающей среды 2010

[related-news]
Другие новости по теме:
    {related-news}
[/related-news]
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  • Комментариев: 0
  • Просмотров: 40