Главная
Форум
Правила
Регистрация
Почта
Карта сайта
  • Красивые норвежские зеленые крыши

    Зеленые крыши стали новым феноменом во многих регионах мира, но норвежцы сооружали такие крыши на протяжении сотен лет. ..  подробнее...
  • Массовоая гибель птиц, рыб и других животных: возможные причины и последствия

    2016 год начался зловещим и непонятным явлением - массовой гибелью совершенно разных видов птиц и рыб, в разных странах и на разных континентах.  подробнее...
  • Скоро самкам гренландского тюленя будет негде рожать

    Благодаря детальному изучению гренландских тюленей стало известно, что для родов, самки этого вида ищут самый толстый и старый лед..  подробнее...
  • Водные ресурсы, климат и здоровье

    Крупномасштабные глобальные изменения природной среды в настоящее время становятся все более очевидными, и все чаще их связывают с процессами глобального изменения климата.  подробнее...
Главное меню
Популярное на сайте
КЛИМАТ И СО2
Доклад ВОЗ Периоды сильной жары: угрозы и ответные мерыОжидается, что в результате изменения климата произойдет повышение средних летних температур и частоты и интенсивности жарких дней. Периоды сильной жары в Европе ассоциируют со значительной заболеваемостью и смертностью.
УРОВЕНЬ ШУМА
Шумовое загрязнение - это своеобразный и очень опасный для здоровья человека вид загрязнения среды обитания. При сильном, продолжительном или постоянном шуме мы подвергаемся особенно большой опасности.
ЭКOТРАНСПОРТ
электромобиль Фольксваген Golf Blue E-motionВы, вероятно, ничего не слышали о набегах компании Фольксваген в сферу электромобилей. Откровенно говоря, до недавнего времени, действительно было мало поводов для подобных обсуждений. Но, наконец, ситуация изменилась, поскольку второй по величине автомобилестроитель в мире только что представил свой Гольф Blue E-motion.
Обзор экологичных автомобилей на авто салоне в Детройте, 2011Детройт принимает автомобильные шоу уже более 100 лет подряд. Первые несколько десятилетий своего существования, однако, это была локальная выставка в США. Затем, в 1987 году, группа компаний из Детройтской ассоциации авто дилеров (DADA) задала себе вопрос: Почему бы не сделать из этого авто шоу национальную выставку автомобилей с приглашенными автопроизводителями из других стран?
КРАСИВЕЙШИЕ МЕСТА
Командорские остров, остров Беринга фото
Командо?рские острова? - архипелаг из четырёх островов в юго-западной части Берингова моря Тихого океана.
Великий барьерный риф, АвстралияОдно из естественных чудес на Планете - это Великий барьерный риф в Австралии. Он находится на ее восточном побережье и является самым большим коралловым рифом на Земле.
Интересное на сайте
Реклама на сайте
Экологичный и футуристичный тримаран Earthrace продолжает ставить рекорды - zelife.ru - Капитан и создатель экологичной яхты Earthrace дал интервью австралийским "Зеленым страницам" во время ее стоянки в Сиднее. Пит Бетюн построил эту лодку, которая приводится в действие исключительно благодаря био-топливу и является морским транспортным средством с нулевым балансом выбросов углерода.
МИРОВАЯ ЭКОЛОГИЯ
В Запорожье отмыли национальный заповедник14 сентября активисты Запорожской экологической организации "Оберег" провели акцию "Отмоем Хортицу вместе". Наиболее активными участниками акции стали девушки в народных костюмах, кто-то с "сажей" на лице, кто-то в противогазе.
ЗЕЛЕНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Недельное тестирование нового гибридного автомобиля Chevi Volt - Экологический портал Зеленая жизнь www.zelife.ruИзвестный экологический веб-ресурс Inhabitat недавно получил в свое распоряжение электрический Chevy Volt от Дженерал Моторс на целую неделю с тем,
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
Зеленый офис: «уже в России чувствовать себя человеком...» Экологический портал Зеленая жизнь - Зелайф www.zelife.ruВ Москве состоялась встреча в рамках проекта EcoLounge, посвящённая экологизации офиса. Мы публикуем основные тезисы, прозвучавшие в ходе мероприятия.
ЭКОТУРИЗМ
На фоне глобальных изменений природной среды ХХ-го и начала XXI веков возникает проблема формирования нового типа общественного сознания, отражающего как современное знание о природе, так и принципиально новые потребности людей. Одной из них является возрастающая тяга к экотуризму.
ГМО
ГМО. Бомба замедленного действия.Основные методы генной инженерии были разработаны в начале 1970-х годов. Уже тогда возникли опасения, что новая наука в неумелых руках может не только нанести человечеству непоправимый вред, но и вообще уничтожить его.
Навигатор по сайту  »  Экология » ЭКОЛОГИЯ,ОБЩЕСТВО,ЧЕЛОВЕК » Дети и природа » Педагогические условия становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста
    
Педагогические условия становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста
Педагогические условия становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста В данной статье описаны педагогические условия, обеспечивающие успешную реализацию методики становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста, а именно: актуализация потребности детей дошкольного возраста в чувственно - целостном отношении к природе посредством расширения витагенного опыта, педагогическое стимулирование познавательной и практической деятельности у детей дошкольного возраста, становление экологического мышления детей, экологизация развивающей предметной среды, использование партисипативных методов осуществления экологического образования дошкольников. Педагогические условия становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста является целостным процессом перспективного формирования личности, выражающееся в накоплении ею опыта взаимодействия с социоприродным окружением, развитии умения осуществлять экологически целесообразную деятельность на основе системы получаемых в дошкольном возрасте представлений и элементарных понятий, реализуя потребность в гуманном отношении ко всему живому [2]. Выявление педагогических условий осуществлялось нами исходя из содержания и особенностей разработанной методики, специфики образовательного процесса в дошкольном учреждении, наличие социального заказа на экологически грамотную личность. Считаем важным заметить, что совокупность педагогических условий должна представлять собой две их подсистемы, к которым мы отнесли содержательные условия (актуализация потребности детей дошкольного возраста в чувственно-целостном отношении к природе посредством расширения витаген-ного опыта, педагогическое стимулирование познавательной и практической деятельности у детей дошкольного возраста, становление экологического мышления детей) и условия процессуально - технические (экологизация предметной среды, использование партисипативных методов осуществления экологического образования дошкольников). Рассмотрим сущность и эффективность выделенного нами комплекса педагогических условий. Актуализация потребности детей дошкольного возраста в чувственно-целостном отношении к природе посредством расширения витагенного опыта. Поскольку актуализация - это воспроизведение имеющихся у человека знаний, умений, навыков, различных форм поведения и эмоционального состояния, а также отдельных психических процессов (представлений, идей, мыслей и т.д.), перевод их из потенциального состояния в активное действие то данное условие может способствовать развитию у дошкольников устойчивого интереса к природе, а также самоопределению в системе отношений «человек - природа». При выборе данного условия мы исходили из положения о том, что потребности управляют деятельностью со стороны субъекта. Генетически формируясь, потребности становятся активной силой, которая для своего удовлетворения может актуализироваться самостоятельно, не требуя постоянного воздействия извне. Осуществляя активную жизнедеятельность, ребенок сталкивается с необходимостью преодолевать препятствия в форме внешних и внутренних противоречий. Успешность их преодоления зависит от наличия жизненного опыта воспитанника, сформированных на ранних этапах развития определенных убеждений, ценностных ориентаций, моральных норм, которые выступают как форма осознания дошкольника его взаимодействия с условиями жизни и с окружающими людьми. У детей дошкольного возраста круг интересов значительно расширяется, их внимание привлекают многие природные явления, дети начинают осмысливать происходящее, делать собственные выводы и умозаключения. Полученный витагенный опыт влияет на способности и умения дошкольников создать в будущем компетенции для положительной поведенческой практики и для формирования здоровых взаимоотношений в мире природы. Таким образом, актуализация указанной потребности возможна лишь тогда, когда у дошкольника есть ее внутренняя мотивация. Необходимо использовать такие формы и методы учебного процесса, которые бы обеспечивали сочетание внешних воздействий, вызывающих адекватную реакцию воспитанников, и внутренних, влияющих на нравственные потребности. Педагогическое стимулирование познавательной и практической деятельности у детей дошкольного возраста. Теоретическое обоснование данного условия опираются на идеи Ш.А. Амоношвили, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, И.Я Лер-нера, А.С. Матюшкина, М.И Махмутова, З.И. Равкина и т.д. Согласно их взглядам, прежде чем приступить к познавательной и практической деятельности, необходимо позаботиться о том, чтобы перед учеником возникла необходимость бережного отношения к природе в рамках экологического образования. В системе дошкольного экологического образования педагогическое стимулирование познавательной и практической деятельности связано с переживанием, которое побуждает ребенка искать ключ к пониманию проблемной ситуации, не позволяя удовлетвориться подсказанным извне или случайно найденным способом выхода из нее[4]. Взаимодействие обучения, воспитания и развития происходит наиболее продуктивно в реальной практической деятельности дошкольника. В процессе экологически направленной реальной деятельности формируются практические умения детей по экологии: охрана окружающей среды, бережное к ней отношение в трудовой, общественно полезной деятельности, планирование и выполнение коллективных и индивидуальных видов работ по охране природы[3]. В отношении детей дошкольного возраста чаще используется понятие «познавательная активность». Познавательная активность - активность, возникающая по поводу познания и в его процессе и выражающаяся в заинтересованном принятии информации, желании углубить, уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы; проявлении творчества, в умении усваивать способ познания и применять его на другом материале. Различными формами познавательной активности являются ориентировочно-исследовательская активность, понимание, рефлексия и т.п.[5]. Активность завершается актами решения проблемы, представленными в актах «понимание». Именно поэтому наиболее значительными ситуациями в возникновении актов познавательной активности в процессе становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста являются ситуации обучения, различных типов межличностного взаимодействия, игры, учения. Педагогические условия становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста В целом значимость стимулов практической и познавательной деятельности в процессе становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста проявляется в том, что они: - нацеливают ребенка на любознательность и интерес к данной деятельности; - отражают идеи гуманизма в области учебной деятельности, в связи с чем они будут применяться в дальнейшем; - позволяют индивидуализировать познавательную деятельность ребенка; - способствует развитию саморегуляции учебной деятельности каждым обучающимся. Становление экологического мышления детей. Процессы мышления возникают при взаимодействии человека с окружающей действительностью. И.М. Сеченов доказал, что высшие логические формы мышления проявляются на базе элементарных форм познания - практических действий ребенка. Эти действия включены в чувственное познание и служат не только средством решения конкретной задачи, но и способом освоения самой мыслительной деятельности. Мы предполагаем, что развитие мыслительной деятельности детей будет проходить более успешно при условии, если: 1. работа с детьми в природе будет систематичной; 2. знакомить детей с природными сообществами, показывать взаимосвязи представителей животного и растительного мира; 3. ставить и решать проблемные задачи в процессе совместного обсуждения с воспитателем, что дает возможность детям анализировать, сравнивать, обобщать, т.е. развивать логическое мышление. Способы развить экологическое мышление: • внимательно наблюдать за окружающим миром; • находить объяснения происходящим явлениям в природе; • проверять идеи; • задавать вопросы; Важная и наиболее сложная проблема умственного развития дошкольника - это формирование активности, которое имеет разные выражения у ребенка: проявление интереса к окружающим предметам, объектам, явлениям природы, желание и умение находить ответы на интересующие вопросы самостоятельно или с помощью воспитателя; формирование самостоятельности мыслительной деятельности. Экологизация развивающей предметной среды. Термин «развивающая предметная среда» введен С.Л. Новоселовой. Предметная развивающая среда -система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда развития предполагает единство социальных, в том числе предметных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Экологическая среда в детском саду - это прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы - его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается. По нашему мнению, эколого-развивающая среда предполагает наличие таких элементов, которые бы способствовали уточнению, расширению и конкретизации экологических представлений детей, воспитанию у них бережного отношения к объектам природы, желание заботиться о них, чувствовать ответственность за их жизнь и ежедневное состояние. Использование партисипативных методов осуществления экологического образования дошкольников. Мы в своем исследовании, вслед за Е.Ю. Никитиной, будем рассматривать партисипативные методы становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста как способ организации управленческого взаимодействия, побуждающего участников образовательного процесса к деятельности, направленной на достижения более высокого уровня становления бережного отношения к природе[1]. Заметим при этом, что слагаемыми термина «партисипативность» являются: совместное принятие и исполнение решений, предоставление возможности ребенку быть деятельностным на всех этапах подготовки, принятия, реализации, контроля и оценки решения в процессе экологического образования; диалог между субъектами образования, основанный на паритетных началах; поиска согласия, достижения консенсуса; компетентность участников образовательного процесса; стремление к сопричастности, признанию, самовыражению, саморазвитию и т.д. Анализ практики показывает, что успешное применение партисипативных методов возможно при обеспечении следующих факторов: • профессионализм и опыт преподавателя, позволяющий вызывать детей дошкольного возраста на доверительное общение, что способствует становлению бережного отношения к природе; • обсуждение и переработка информации в области охраны природы; • готовность детей к партнерству с преподавателем, когда они из «слушателей» превращаются в полноправных участников образования. Новизна выделенных педагогических условий становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста заключается в том, что они не использовались ранее в комплексе для избранного нами предмета исследования. Необходимость и достаточность искомых условий будет доказана во второй главе настоящей работы. Библиографический список 1. Никитина, Е.Ю. Теоретико-методологические подходы к проблеме подготовки будущего учителя в области управления дифференциацией образования: моногр. / Е.Ю. Никитина - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. - 101 с. 2. Соколова, Н.А. Формирование культуры природолюбия младших школьников: дис. ...канд. пед. наук.- Курган, 2008.- 213 с. 3. Тарасюк, В.Н. Теоретические основы педагогического стимулирования: дис. .д-ра пед. наук.- Карачаевск, 1997.- С.3-316. 4. Тюмасева, З.И. Методические рекомендации по экологическому образованию/Челяб. обл. ин-т усоверш. учителей. - Челябинск. 1989. - 83 с. 5. Урсул, А. Д. Концепция опережающего образования // Вестник высшей школы.-2006. - №7.-С.28-33 Bibliography 1. Nikitina, E.Yu. Theoretical-and-Methodological Approaches to the Problem of a Future Teacher's Training in the Sphere of Educational Differentiation Management: Monograph / E.Yu. Nikitina - Chelyabinsk: ChSPU, 2000. - 101 p. 2. Sokolova, N. A. Younger Schoolchildren's Careful Attitude to Nature Forming: Dis. ... Cand. of Ped / N.A. Sokolova. - Kurgan, 2008. - 213 p. 3. Tarasyuk, V.N. Theoretical Bases of Pedagogical Stimulation: Dis. ... Doctor of Ped / V.N. Tarasyuk. - Karachaevsk, 1997. - P. 3-316. 4. Tyumaseva, Z.I. Methodological Recommendations for Ecological Education / Z.I. Tyu-maseva // Chel. Region. University of Teachers' Adv. Training. - Chelyabinsk, 1989. - 83 p. 5. Ursul, A. D. The Concept of Outstripping Education / A.D. Ursul // Bulletin of Higher School. - 2006. - №7. - P. 28-33. The article describes pedagogical environmental complex which provides successful realization of preschool children's careful attitude to nature forming, namely: actualization of the preschool children's necessities for sensual-holistic attitude to the nature by means of vitagen experience; pedagogical stimulation of cognitive and practical activity of the preschool children; preschool children's ecological thinking forming; ecologization of developing subject environment; usage of participative methods of the preschool children's ecological education. Key words: pedagogical environmental complex, preschool children's careful attitude to nature, stimulus, cognitive activity, ecological thinking, ecologization of environment, participative methods. г. Челябинск Gordeeva Darya Sergeevna Applicant for a Degree Chair of Pedagogics and Psychology of Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk С благодарностью к автору и источнику: Гордеева Дарья Сергеевна, соискатель; кафедра педагогики и психологии предметных методик Челябинский государственный педагогический университет, Вестник ЧГПУ6 2010

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  • Комментариев: 0
  • Просмотров: 1439